Один из хорошо известных геральдических парадоксов
состоит в том, что одно и то же животное, в зависимости
от своей позиции, может называться либо львом, либо
леопардом. Об этом нюансе упоминают почти все
геральдисты-теоретики, но в то же время он редко бывает
отражен на практике. По всей видимости, такому различию
уделяли наибольшее внимание во Франции, где оно и
родилось, но в других европейских станах "леопардов" и
"леопардовых львов" упорно называют "идущими львами".
Такое деление на львов и леопардов мы находим в
Реестре Гловера (Glover's Roll), который является копией
с более раннего, составленного еще в 1250 г. В этом
документе львы на гербах шести английских графов
прокомментированы так: "lе Roy d'Angleterre porte,
Goules, trois lupards d'or" [1]. Таким образом, мы можем
видеть, упомянутый нюанс появился в теоретической
геральдике очень давно, но нам неизвестно, что лежало в
основе такого разделения "львов" и "леопардов".
Известный датский художник-геральдист Oгe Вульф
предложил оригинальный взгляд на эту проблему. Согласно
его теории, средневековье знало леопарда во многих
случаях несомненно лучше чем льва. Лев для людей
средневековья являлся скорее фантастическим животным,
упомянутым в Библии или известным по рассказам
возвращавшихся из святой земли крестоносцев, но реально
льва видели очень немногие. В то же время, леопард был в
это время известен чрезвычайно широко в таком необычном
качестве как охотничье животное (наподобие собаки),
причем, это был, строго говоря не леопард, а гепард [2].
Охота с гепардом была популярна не только в Малой
Азии, Северной Африки и на Ближнем Востоке, но по мнению
О.Вульфа, также и в Европе, где ее культивировали
немногие владетельные князья. Позднее, забвение
реального облика львов и гепардов привело к тому, что
черты обоих зверей присутствуют как у геральдических
львов, так и у "леопардов". Однако та непревзойденная
скорость, с которой способен бегать леопард (гепард),
побудила назвать в его честь гербовую фигуру в виде
идущего или бегущего льва [3]. Так или иначе, но у нас
есть основания считать, что в случае со львами и
леопардами мы имеем дело с чем-то большим, нежели
теоретический казус. Важно отметить, что в ранних
наследственных гербах восстающие и идущие львы, как
правило, четко отделяются друг от друга и не сменяются
один другим. Идущие львы издревле имели отличные от
львов принципы расположения на гербовом щите: во-первых,
они чаще всего встречаются по двое или по трое, и
во-вторых, всегда "в столб". Однако самое важное, что
идущие львы присутствуют на очень ограниченном числе
земельных гербов Европы, причем древнейшие из этих
гербов сложились в одно и то же время, а их владельцы
так или иначе соотносились друг с другом.
Древнейшим из "леопардовых" гербов, доживших до наших
дней, является герб Англии: три золотых леопарда в
червленом поле (Gules, three lions guardant passant Or).
Общепризнанно, что этот герб был введен впервые королем
Ричардом I Львиное Сердце по возвращении в Англию после
крестового похода и плена. До этого Ричард использовал в
качестве герба щит с изображением двух борющихся львов
(lions combattant). Этот щит мы видим на печати
Ричарда4. Об этом же свидетельствует Джеффри де Винсауф
в своей "Хронике третьего крестового похода": "Король
сидел в седле, сверкающем золотыми блестками,
рассыпанными на красном, в то время как на задней части
были два маленьких льва из золота, обращенные внутрь
друг к другу" [5]. Первая из известных печатей с новым
гербом датируется маем 1198 г. [6], но по мнению
Т.Бриттена этот герб был введен сразу после возвращения
Ричарда в Англию, весной 1194 г. [7] Смену печати в этот
период чаще всего рассматривают как одно из действий
Ричарда I направленных на восстановление своей власти.
Во время долгого отсутствия короля в Англии, власть была
узурпирована его младшим братом, принцем Иоанном. По
некоторым сведениям, король сказал, что печать "была
потеряна на время и находилась во владении другого, в то
время как мы были в плену в Алмейне" [8]. Таким образом,
обновляя свою власть, король хотел одновременно обновить
и свой герб. По менее красивой версии, Ричард, после
освобождения из плена и уплаты колоссального выкупа,
крайне нуждался в деньгах, поэтому он ввел новую печать
и отказался признавать королевские пожалования,
заверенные старой. Таким образом, король пополнил свою
казну за счет своих вассалов, вынужденных платить за
переутверждение своих прав [9].
Вместе с тем, идущий лев как гербовая эмблема
встречается в Англии еще до упомянутой печати Ричарда
Львиное Сердце. Прежде всего, конечно, следует упомянуть
печать брата Ричарда, принца Иоанна, которую тот
использовал будучи "правителем Ирландии" ("Lord of
Ireland")10. На этой печати конный Иоанн изображен со
щитом, на котором представлены два идущих льва.
Говоря о конце XII в. надо всегда помнить, что в этот
период правила классической геральдики еще не сложились,
и практика наследования гербов еще только оформлялась.
Поэтому можно не удивляться, что, как уже упоминалось,
Ричард I использовал на своем гербе двух борющихся
львов, а его (и Иоанна) отец Генрих II - одного
восстающего льва. В то же время С.Хамфри-Смит приводит
косвенные свидетельства того, что Генрих II также носил
на своем гербе изображение идущего льва. Например, Гью
граф Сен-Пол в 1179 г. принял герб короля Генриха II
("quo a rege angliae агmа militaria assumpsi"). На
печатях Гью 1190 и 1201 гг. изображены два леопарда
Англии. Также есть сведения, что сенешаль Анжу имел
гербовое знамя с изображением двух леопардов [11].
Обращаясь к более древним источникам, мы можем
обнаружить крайне интересный портрет основателя династии
Плантагенетов Жоффруа Анжуйского (1113-1151),
изображенный на его надгробии в Ле Мансе (Нормандия).
Граф изображен со щитом, который он получил от своего
тестя, короля Англии Генриха I в 1127 г. [12] На этом
щите изображены четыре зверя, но, судя по тому, что щит
не показан целиком, реально их, по-видимому, шесть. Эти
звери показаны в канонической позиции восстающего льва,
но покрыты пятнами, да и сам их вид скорее напоминает
леопардов, чем львов. Этот пример еще раз наглядно
иллюстрирует, насколько в средневековом сознании были
смешаны представления о львах и леопардах. Монастырский
хронист Джон Хармонстерский в Турине сообщает также, что
накануне посвящения в рыцари Жоффруа Анжуйского на обуви
Генриха I были изображены золотые львы, а щит с
изображением золотых львов висел на его шее [13].
Главное, что можно отметить исходя из вышеизложенного,
что все английские короли из династии Плантагенетов
использовали в своих гербах изображение - льва/леопарда
в разных позах и количествах. Видимо, в условиях
отсутствия традиции строгой геральдической
преемственности, лев оставался наследственной родовой
эмблемой Плантагенетов, которая каждый раз оформлялась
по-разному, пока наконец не утвердилась на гербе Ричарда
I в виде трех леопардов.
Интересно, что изображение идущего льва можно также
обнаружить на печатях герцога Саксонии Генриха Льва
(1129-1195), женатого на сестре Ричарда и Иоанна
Матильде [14]. После своего падения в 1180 г. герцог
сменил тип своей печати - если ранее он пользовался
печатью, где был представлен как всадник, иногда со
щитом с изображением льва, то в последние годы он
помещал льва в круглом поле печати. По мнению Э.Киттеля,
лев на печатях Генриха Льва - говорящая эмблема династии
Вельфов (Welp = детеныш хищника) [15]. Льва на печати
герцога 1194 г. нельзя определенно назвать "идущим" -
строго говоря, его следует называть "неподвижным"
(statant), а относительно нашего исследования, его лучше
всего было бы назвать "задумавшимся" - встать на дыбы
или побежать? Однако мы знаем, что сын герцога Генрих
определенно использовал герб с двумя идущими львами, от
которого произошел герб Брауншвейга - два золотых
леопарда в червленом поле. На городской печати Шверина
1255 г. был изображен Генрих Лев как основатель города.
Конный Генрих держит в руках щит с изображением леопарда
[16]. Это изображение позднее перешло на городской герб
[17].
Примерно В то же самое время появляется герб Дании,
который с небольшими изменениями просуществовал до
нашего времени. Впервые мы находим этот герб на реверсе
печати короля Кнуда VI (1182-1202), которая
приблизительно датируется 1190 г. На щите скандинавской
формы изображены три идущих льва (правда нельзя точно
сказать, львы это или леопарды) в поле усеянном сердцами
(или морскими листьями) [18]. После смерти Кнуда VI герб
с тремя львами был унаследован его братом Вальдемаром II
Победоносным. Э.Сване обращает внимание на то, что для
того времени было необычно, что два брата приняли
одинаковый герб, на основании чего он предполагает, что
отец Кнуда и Вальдемара II Вальдемар Великий (1157-1182)
также мог пользоваться этим гербом [19].
Говоря о леопардах Ричарда I, Генриха Льва и Кнуда VI
приобретает особую значимость вопрос: использовался ли в
то время идущий лев императорами Священной Римской
Империи из династии Штауфенов, в частности Фридрихом
Барбароссой и Генрихом VI? Герб Швабии, которая была
доменом Штауфенов, - три черных идущих льва в золотом
поле. Императоры из дома Штауфенов не пользовались
гербовыми печатями. В качестве гербовой печати
использовалась т.н. Majestдtssiegel - тип печати,
впервые использованный Оттоном III в 997/98 гг. и прочно
закрепившийся с 1002 г. при Генрихе II20. На золотых
буллах Фридриха Барбароссы и Генриха VI мы видим на
одной стороне - тронное изображение императора как на
Majestдtssiegel, а на другой - изображение города Рима
[21]. Обращает на себя внимание то, что на аверсе той
самой печати датского короля Кнуда VI, на реверсе
которой впервые появился герб с тремя леопардами,
представлено тронное изображение короля со скипетром и
державой в руках и с короной на голове [22]. Это
изображение настолько похоже на имперскую
Majestдtasiegel, что можно с большой долей уверенности
считать данное изображение скопированным с печати
Фридриха Барбароссы. Если это так, то логично
предположить, что герб с тремя леопардами также был
заимствован Кнудом VI из имперской символики.
Датский король Вальдемар I Великий (1157-1182)
присягнул на верность Фридриху, чтобы обезопасить себя с
юга во время осуществления своих захватнических планов
на Балтике [23]. Однако, когда после смерти Вальдемара
Великого Генрих VI захотел, чтобы ему присягнул Кнуд VI,
последний отказался это сделать, выставив условием
получение от императора каких-либо территорий в северной
Германии [24]. Тем самым Кнуд вступил в конфликт с
Империей.
Непростыми были отношения с Империей и у английских
королей. Еще Генрих II был заинтересован в установлении
с ней союзнических отношений, однако он избежал
вассальной присяги, что не удалось его сыну Ричарду
Львиное Сердце, который наряду с внесением выкупа в 100
тыс. марок был вынужден признать Генриха VI своим
сеньором [25].
Однако наибольшей остротой отличались отношения
Империи с герцогами Саксонии. Генрих Лев, приходившийся
близким родственником императору, завладевший к н. 80-х
гг. ХII в. многочисленными землями почти от Адриатики на
юге до Балтики на севере, включая Баварию (без Австрии),
Саксонию, земли захваченные у ободритов и территории,
присвоенные у ряда германских церковных и светских
князей [26] не без оснований считал себя достойным
претендентом на императорский престол. Несмотря на
многочисленные неудачи, Вельфы оставались главной силой,
оппозиционной Штауфенам. Ок. 1191 г. Генрих Лев даже
помирился с Кнудом VI, с которым ранее враждовал из-за
спорных территорий, и заключил с ним союз, направленный
против Генриха VI [27]. После смерти Генриха VI Вельфы
выдвигали на имперский престол кандидатуру сына Генриха
Льва - Оттона.
Если все эти государи действительно заимствовали
идущего льва из герба Штауфенов, то возникает вопрос -
чем являлось такое заимствование: признанием своей
вассальной зависимости или претензией на равенство с
императором? С.Хамфри-Смит считает, что и Ричард I
Английский и Кнуд VI Датский приняли герб похожий на
императорский как вызов Генриху VI28. Такого же мнения
придерживается и Э.Сване [29]. Такого рода попытки
повысить свой авторитет если и известны геральдике, то
очень редки, зато хорошо известна традиция, согласно
которой вассал перенимал герб своего сеньора с
определенными изменениями, причем, чем меньше было
такого рода изменений, тем почетнее считалось положение
вассала при своем господине. Английский и датский короли
и саксонский герцог в разное время присягнули германским
императорам. Вместе с тем, такое их положение несло в
себе и определенные преимущества. Так, став вассалом
Фридриха Барбароссы, Вальдемар I повысил престиж и
авторитет королевской власти среди датских феодалов.
Ричард Львиное Сердце также надеялся извлечь пользу из
вассальной зависимости от императора в борьбе с королем
Франции [30]. Даже несмотря на то, что согласно
завещанию Генриха VI Ричард был освобожден от своей
присяги, последний не спешил воспользоваться этим
правом, т.к. положение имперского вассала давало ему
право участвовать в избрании нового императора, где он
всеми силами поддерживал кандидатуру своего племянника
Оттона, сына Генриха Льва [31].
Гербы Англии, Дании, Швабии и Брауншвейга - самые
древние гербы, изображающие идущих львов. В то же время
многие европейские земельные гербы - производны от них.
Из английского герба идущие львы попали на гербы
французских провинций Нормандии, Аквитании, Бигорра, как
память о былом величии державы Плантагенетов. Столетия
спустя английский леопард попал на многие гербы уже
новой Британской колониальной империи.
Непосредственно от герба Дании произошел герб
примыкающего к ней с юга Шлезвига - два лазуревых идущих
льва в золотом поле. Впервые этот герб появился в 1245
г. на печати герцога Южной Ютландии Абеля. Иногда на
головах львов появлялись короны [32].
От датского герба происходит также герб Эстонии,
северная часть которой была завоевана Вальдемаром II в
1220 г. и удерживалась датчанами до 1346 г. Герб Эстонии
- три лазуревых леопарда в золотом поле.
Особого рассмотрения заслуживает герб Фрисландии -
два золотых идущих льва в лазуревом поле среди семи
золотых брусков. Считается, что эти львы пришли в герб
Фрисландии с герба герцогов Гелдерна, которые в XIII в.
владели Восточной Фрисландией и несли на своем гербе
изображение золотого восстающего льва на лазуревом поле.
Таким образом два льва символизировали Гелдерн и
Фрисландию. Древнейшее изображение герба Фрисландии -
два идущих льва в поле, усеянном монетами известно не
ранее ХIV в. [33], но, зная насколько специфично
изображение идущего льва в качестве гербовой фигуры,
можно, обратившись к древней истории Фрисландии
высказать предположение, что Фрисландия могла получить
свой герб намного раньше и произведен он мог быть также
от герба Фридриха Барбароссы, который в 1165 г.
пожаловал Фрисландию в кондоминимум графу Голландскому и
епископу Утрехтскому.
Разумеется, настоящая статья не может претендовать на
глубокое исследование проблемы. Ее задача лишь
попытаться, используя доступные источники и работы
зарубежных исследователей, осветить загадку ?идущего
льва? как комплексную проблему общеевропейской
геральдики.
Источник: www.geraldika.ru
По вопросам изготовления и продажи символики России, Москвы и городов РФ обращайтесь по телефонам во Владимире: (4922) 475-435, 8 (910) 678-06-02, 8 (910) 678-04-51 и у наших партнёров в городе Москва.