С проблемой эталонов изображений отечественных гербов
я столкнулся ещё в советские времена. Как известно,
тогда гербы у нас создавались стихийно,
децентрализовано, зачастую, без соблюдения элементарных
правил геральдики. Однако это уникальное явление
самодеятельного герботворчества в нашей стране не может
быть бесследно вычеркнуто из отечественной истории, тем
более, что многие советские гербы продолжают успешно
функционировать и сейчас.
Общеизвестно, что рисунки и описания гербов, а также
положения о них грешили многочисленными нарушениями.
Сегодня ситуация понемногу меняется в лучшую сторону,
особенно когда в дело вступает Государственная герольдия
(ныне Геральдический совет) при Президенте России.
В данной работе рассмотрим только один аспект
геральдико-правового обеспечения городских гербов -
проблему эталонов их изображений. Дело в том, что факт
существования таких эталонов встречался и ранее; это
явление продолжает наблюдаться и сейчас. Например, в
описании герба Архангельска (утверждён решением 11
сессии 20 созыва Архангельского городского Совета
народных депутатов от 10.10.1989 г.) читаем: "Эталон
герба выполнен в цветном и чёрно-белом изображении"[1].
Есть ряд других "эталонированных" советских городских
гербов. В постсоветское время этот вопрос не снят с
повестки дня. Рассмотрим его на примере герба Москвы.
Ещё совсем свежо в памяти Распоряжение Мэра Москвы от 23
ноября 1993 г. #674-РМ "О восстановлении исторического
Герба города Москвы", в котором пункт 2.2 Приложения 2
Положения "О гербе города Москвы" гласил: "Эталон Герба
Москвы находится на хранении в Музее Истории Москвы в
постоянной экспозиции и доступен для знакомства всем
заинтересованным лицам. Эталон выполнен как в цветном,
так и в черно-белом изображениях"[2].
В последовавшем вслед за ним "Законе о гербе и флаге
Москвы" от 1 февраля 1995 года, в статье 2 главы I
эталон герба назван оригиналом, что не меняет сути:
"Установить, что оригиналы герба (цветной и черно-белый
рисунки) и флага города Москвы, а также их описания
хранятся в Музее истории города Москвы и доступны для
ознакомления всем заинтересованным лицам"[3]. И далее, в
статье 4 главы II: "При воспроизведении герба города
Москвы должно быть обеспечено его цветовое и
изобразительное соответствие одному из оригиналов и
описанию"[4)].
Из приведённых выше примеров видно вполне оправданное
стремление городов предохранить изображение герба от
искажений при любом его воспроизведении, что, казалось
бы, должно только приветствоваться. Однако в геральдике
принята несколько другая точка зрения: эталоном
считается не изображение герба, а его описание. Этой
общепризнанной в мировом геральдическом сообществе
концепцией пользуется и Государственная герольдия
(Совет) при Президенте России. Поэтому, когда встал
вопрос о внесении герба Москвы в Государственный
геральдический регистр, возникли проблемы именно в связи
с эталоном изображения герба. На просьбу о
государственной регистрации герба из Госгерольдии
Первому заместителю Управляющего делами Мэрии Москвы
Д.В. Лукьянчикову пришёл ответ следующего содержания:
"Уважаемый господин Лукьянчиков! Государственной
герольдией рассмотрены представленые Вами материалы по
гербу и флагу Москвы. В целом материалы отмечены
вниманием к различным историческим уровням московской
символики. Есть лишь одно гербоведческое замечание,
имеющее принципиальный характер: статьи 3, 4, 5
предусматривают графическую фиксацию форм герба:
стандартные пропорции щита, требование "цветового и
изобразительного соответствия" оригиналу. Это требование
противоречит одной из фундаментальных норм геральдики,
которая устанавливает определенную художественную
свободу в воспроизведении герба; иначе это - не герб, а
логотип, знак более низкого статуса. Безусловно,
соблюдение таких норм унизительно для московской
символики и не согласуется с ее традициями. Тем не
менее, учитывая общее соответствие прочих норм Закона
общим геральдическим требованиям, а также рассчитывая на
то, что органы государственной власти столицы будут
содействовать пересмотру Закона и его очистке от
некорректных положений. Герольдия осуществляет
регистрацию герба и флага Москвы с присвоением им
следующих порядковых номеров: 196 (герб), 197 (флаг).
Рассчитываем на дальнейшее сотрудничество. С
уважением, Государственный герольдмейстер Г.В.
Вилинбахов"[5)].
Будучи сторонником этой точки зрения на возникшую
проблему, я, тем не менее, не могу не поддержать и
московских гербозаконотворцев, поскольку главная фигура
столичного герба - Святой Георгий Победоносец,
поражающий копьём дракона, - отнюдь не исключительна в
общей массе городских гербов мира. Точно такая же
геральдическая композиция встречалась и на территории
бывшей Российской Империи, особенно в гербах белорусских
и украинских городов т.н. "раннегеральдического периода"
[6] (Нежин, Смотрич, Збараж, Стародуб, Сейны, Красный,
Угорье). Этот сюжет характерен и для многих зарубежных
городов[7].
Только в моей коллекции собрано свыше 40 рисунков
гербов городов Европы с изображением Св.Георгия. Более
подробный их анализ я сделаю в отдельной статье, но
сейчас могу сказать, что без эталонного изображения
очень велик риск случайно воспроизвести по описанию не
герб Москвы, а герб совсем другого города. В расчёт
берётся любая мельчайшая деталь герба: поворот головы
Георгия и наличие нимба над ней, форма доспехов, наклон
копья, положение дракона - на спине или на лапах, место
поражения его копьём - голова или живот, ракурс коня и
т.д. Как только мы незначительно отклонимся от эталона
изображения герба (воспроизведя, однако, его в точности
по описанию), мы неизбежно угодим в какой-либо другой
чужой герб. Как же быть? Может, исходя из сложившейся
ситуации, всё-таки сделать исключение для столицы?
А как быть с государственными гербами субъектов
Российской Федерации?
Сделаем беглый анализ только республиканских гербов.
Из двадцати российских республик в тринадцати (!)
ссылаются в документах на эталоны изображений гербов. Из
них пять республик (Башкортостан, Карелия, Удмуртия,
Мордовия и Хакасия) прямо говорят об эталонах
изображений (например, в Хакасии статья IV "Положения о
Государственном гербе Республики Хакасия" звучит так:
"Воспроизводимое изображение Государственного герба
Республики Хакасия независимо от его размеров всегда
должно в точности соответствовать цветному эталону при
многоцветном изображении и схематичному
изображению"[9]), а восемь республик (Алтай, Бурятия,
Кабардино-Балкария, Коми, Марий Эл, Осетия-Алания,
Татарстан, Чувашия) вместо эталонов ссылаются на
"прилагаемые изображения" (например, в статье 3 Закона
"О Государственном гербе Республики Бурятия" записано:
<Воспроизводимое изображение Государственного герба
Республики Бурятия, независимо от его размеров, должно в
точности соответствовать прилагаемым к настоящему закону
цветному или чёрно-белому изображениям, масштабному
соотношению элементов герба на модульной сетке"[10]).
Давайте теперь выйдем за пределы Российской Федерации
и посмотрим, как обстоит дело с эталонами изображений
гербов, хотя бы на уровне СНГ. Здесь сложность другого
порядка. Попробуйте, например по описанию изобразить
требуемые ковровые гёли в гербе Туркменистана или нужный
трезубец в гербе Украины [11]. Без эталона у вас ничего
не получится. Или возьмём, к примеру, Казахстан.
Согласно статье 7 Указа Президента Республики Казахстан,
имеющего силу конституционного закона, "О
государственных символах Республики Казахстан" от 24
января 1996 г.: "Государственный герб Республики
Казахстан представляет собой изображение шанырака
(верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от
которого во все стороны в виде солнечных лучей
расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических
коней. В нижней части герба - надпись "Казакстан".
Воспроизводимое изображение Государственного герба
Республики Казахстан, независимо от его размеров, должно
в точности соответствовать цветному или черно-белому
изображениям эталона Государственного герба Республики
Казахстан, хранящегося в Резиденции Президента
Республики Казахстан"[11].
Как видим, эталонное изображение присутствует и
здесь. А как же ещё можно воспроизвести изображение
"шанырака" и "уыков" в обрамлении крыльев мифических
коней? А как, к примеру, можно было изобразить
национальный орнамент на гербе Грузинской ССР, не имея
перед глазами оригинала герба?
Вопросов возникает очень много.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать некоторые
выводы о необходимости введения эталонов изображений
гербов. Данная проблема родилась не на пустом месте, и
данной статьёй я озвучиваю лишь то, что уже давно витало
в воздухе.
Во-первых, многие гербы часто имеют своих двойников,
в которых используются распространённые геральдические
сюжеты, в особенности религиозного характера: Святой
Георгий Победоносец, Святой Архистратиг Михаил, Святая
Дева Мария и проч. Не имея эталонного изображения этих
гербов, художник может ненароком изобразить совсем чужой
герб.
Во-вторых, во многих гербах применяются очень сложные
фигуры, которые просто невозможно воспроизвести, не имея
эталонного изображения, даже при чрезвычайно
детализированном описании. К ним особенно относятся
различные национальные узоры и орнаменты.
В-третьих, любое изображение герба при его
воспроизведении, имея только описание, можно до такой
степени застилизовать и замодернировать, что Малевичу и
Пикассо не приснится и в страшном сне. Нельзя прикрывать
бездарность иного художника мнимой "художественной
свободой в воспроизведении герба", иначе откровенное
надругательство над гербом можно будет легко оправдать
"оригинальным стилем" халтурщика: дескать, это вовсе не
искажение герба, это просто такой необычный стиль работы
художника, его своеобразное видение фигур.
В-четвёртых, традиционный негативный подход к эталону
изображения герба развивался столетиями, ещё в
"докомпьютерную" эпоху. Тогда, действительно, каждый
художник имел свой неповторимый стиль, да и
профессионалов в этой области было считанные единицы.
Сегодня же, в век "всеобщей комьютеризации всех стран",
можно было бы с успехом применять электронные способы
изображения гербов и создание для них электронных
эталонов. Можно было бы продолжить список доводов в
защиту надобности "эталонирования" гербов, однако цель
данной работы - не призыв к пересмотру вековых
геральдических традиций, а лишь обозначение проблемы,
приглашение к дискуссии заинтересованных лиц. Ведь
традиции должны развиваться...
ПРИМЕЧАНИЯ 1 Меликаев В.И., Сержан В.В. Герб
города Архангельска // Каталог современных гербов
городов, посёлков и сёл СССР. Минск, 1989. Часть 3.
2 Распоряжение Мэра Москвы от 23 ноября 1993 г. N
674-РМ "О восстановлении исторического Герба города
Москвы" // Гербовед. 1997. N 1 (27). С.6. 3 Закон
города Москвы "О гербе и флаге города Москвы" // Там же.
С.12. 4 Там же. 5 Письмо Государственного
герольдмейстера Г.В.Вилинбахова Первому заместителю
Управляющего делами Мэрии Москвы Д.В.Лукьянчикову N
А-30/344 от 02.10.1997 г. 6 Сметанников И.С. Образ
Святого Георгия Победоносца в отечественной фалеристике
// Гербовед. 1999. N 2 (34). С. 139. 7 Туманьян Ю.А.
Гербы городов Восточной Германии (бывшей Германской
Демократической Республики) // Там же. 1998. N6 (32).
С.5-165. См. гербы городов с изображением Св. Георгия:
Айзенах (С.7), Бюргель (С.32), Гёсниц (С.48), Ерихов
(С.62), Мансфельд (С.93), Небра (С.99), Растенберг
(С.116), Рёта (С.118), Тойхерн (С.127), Хекклинген
(С.140), Шварценберг (С.150). 8 Ситников В.С. Малый
герб Украины // Геральдические ведомости. 1993. N2. С.3.
9 Письмо Управляющего делами Верховного Совета
Республики Хакасия В.А. Раткова Президенту РГК
И.С.Сметанникову N 15-46 от 05.02.1997 г. 10 Потапов
Л.В. Закон Республики Бурятия "О Государственном гербе
Республики Бурятия" // Ветры перемен. Флаги и гербы
Республик России. Чебоксары, 1996. С.28. 11 Байрамов
А.Р., Каиргали Ш.Н., Назарбаева А.Н., Шаймерденов Е.Ш.
Республика Казахстан. Государственный герб //
Государственные символы тюркоязычных стран. Алматы,
1997. С.6.
Источники: Гербоведъ, #36, 1999 (стр.
109-112)
Источник: www.geraldika.ru
По вопросам изготовления и продажи символики России, Москвы и городов РФ обращайтесь по телефонам во Владимире: (4922) 475-435, 8 (910) 678-06-02, 8 (910) 678-04-51 и у наших партнёров в городе Москва.