БУРЕЛЕТ (франц. bourrelet - жгут, набухание,
припухлость) — гербовый элемент (атрибут), сохраняющийся
до сих пор в государственной геральдике ряда стран.
Первоначально представлял собой две-три матерчатые
трубки, туго набитые сырой шерстью, перекрученные или
сплетенные в жгут и связанные в виде кольца. Крестоносцы
заимствовали бурелеты у бедуинов (которые употребляют
для их обозначения общеарабское название - икаль) и
надевали их на свои металлические шлемы, чтобы ослаблять
удары меча или шпаги противника по шлему, а также для
придерживания матерчатого намета на шлеме, защищающего
от палящего солнца. Обычно при наличии бурелета и
движения обоих противников удар приходился слегка вкось,
и этого было достаточно, чтобы упругий шерстяной жгут
слегка оттолкнул оружие, и оно иногда даже не достигало
шлема, а двигалось вскользь или сдвигало бурелет.
Позднее, употребляя в геральдике рыцарские шлемы и
наметы, стали изображать в некоторых случаях и бурелеты
как свидетельство того, что данный рыцарь действительно
побывал под солнцем Востока. Бурелеты всегда имели цвет
знамени и щита, под которыми сражался рыцарь. Это
обстоятельство способствовало закреплению бурелетов в
геральдике как существенной отличительной эмблемы, по
которой можно было узнать не только род, но и
национальность гербовладельца.
В новое время бурелеты перестали употреблять в
дворянских гербах, чтобы отличать новое дворянство от
древнего, участвовавшего в крестовых походах. Таким
образом, бурелеты практически исчезли постепенно из
родовых гербов как элемент. Однако после второй мировой
войны ряд вновь образованных государств в Океании,
Африке и Карибском бассейне взяли бурелет как гербовый
элемент в свои государственные гербы, придав ему цвета
национального флага. Так, бурелет имеется в
государственном гербе Австралии, Багамских Островов,
Барбадоса, Фиджи, Гамбии, Ганы, Гренады, Гайаны, Ямайки,
Канады, Малави, Нигерии, Соломоновых Островов, Сан-Томе
и Принсипи, Сейшельских Островов, ЮАР, Свазиленда,
Тринидада и Тобаго. В большинстве случаев бурелет как бы
напоминает о бывшей принадлежности большинства из
упомянутых стран к Британской империи, причем не в
прямом, а в переносном смысле, ибо в гербе самой
Великобритании бурелет отсутствует. В то же время у
таких государств, как Сан-Томе и Принсипи, бурелет в
гербе просто необъясним, поскольку он употреблен сам по
себе (без шлема) и просто наложен на герб. По всей
видимости, его ввели в герб либо по аналогии с гербами
других вновь созданных и освободившихся от колониальной
зависимости государств, без учета того, каково же
истинное значение этой эмблемы, либо с единственной
целью — продемонстрировать в гербе национальные цвета
сантомийского флага - черный, красный, желтый, зеленый.
ВЕНОК - древнейший символ награды, почета,
эмблема бессмертия, а следовательно, величия (в
государственных гербах - державного величия); в женских
гербах - эмблема памяти о погибшем рыцаре (муже, отце,
брате - в случае отсутствия у них мужского потомства).
Венки из зелени (веток различных деревьев, трав) и
цветов с древнейших времен у всех народов употреблялись
во время празднеств и жертвоприношений как знак союза
(неразрывного) между живыми и мертвыми, между потомками
и предками, отсюда на весьма ранней стадии исторического
развития венок стал рассматриваться как эмблема
бессмертия.
В античное время, в самый древний период, венок
продолжал оставаться эмблемой бессмертия, но постепенно
превратился в символ награды. Произошло это так. Еще
задолго до установления Олимпийских игр, в IX веке до н.
э., в Элиде, на берегу реки Алфей, праздновались
погребальные игры в честь мифического героя Пелопа,
которого в детстве разрубили на куски и принесли в
жертву богам Олимпа, нет те воскресили его. На этих
играх венки, приносимые Пелопу, вручались для возложения
на его алтарь победителям игр. Когда же в 776 году до н.
э. были установлены Олимпийские игры, то венками стали
увенчивать (награждать) победителей этих игр уже как
наградой, принадлежащей им лично, а позднее венками
стали награждать и победителя состязаний в области
искусства (поэзии, танцев, музыки).
Олимпийские венки плели из ветвей молодой оливы,
срезанной в специальной роще золотым ножом. Победителей
других общегреческих игр - Немейских, происходивших в
Арголиде, - награждали венками из сельдерея (и с тех пор
характерное тройственное деление сельдерейного листа
стало постепенно использоваться во всех коронах
европейских монархов).
В Древнем Риме эти традиции были не только
продолжены, но и строго регламентированы: блестящие
ораторы, артисты и особенно военные, победители
отдельных сражений и полководцы стали награждаться
венками.
Была разработана особая шкала венков (по-латыни -
корон), присваиваемых за разного рода подвиги. Таковы,
например, корона триумфалис (лавровый венок), которым
награждались полководцы, окончившие победоносно войну,
или венок из ветвей миртового дерева за отдельные
победы. Венок из травы и полевых цветов (корона
граминеа) был знаком высокой чести. Особые венки
давались за спасение от осады целого войска (корона
обсидионалис), за победу в морском бою (корона навалис),
за штурм крепостных стен противника (корона муралис). За
спасение жизни сограждан полагался дубовый венок (корона
Цивика). Лавровый венок в конце концов стал в
императорском Риме знаком цезаря и употреблялся жрецами
в дни государственных торжеств, что придало постепенно
венкам значение знаков почета. В этом смысле до сего
времени употребляют венки в Индии и Полинезии, где венок
из роз или других крупных, цветов одевается на шею особо
почтенным иностранным гостям, прибывающим в страну с
официальным визитом.
В европейской геральдике венок со времен
средневековья принял иное значение. Поскольку издревле
он рассматривался большинством европейских народов как
эмблема бессмертия, то после гибели рыцаря, у которого
не оставалось мужского потомства, венок включался в герб
его вдовы или дочери как дополнение, которое указывало,
что данный герб - женский; таким образом венок приобрел
в европейской геральдике значение эмблемы памяти об
умершем. Для того чтобы отличать венки разных родов, их
перевязывали лентами, соответствующими по своему цвету
гербовым цветам данного рода, обычно цвету щита умершего
рыцаря. Так постепенно сложился окончательный вид
гербового венка - ветки растения, составляющие его,
должны были быть обязательно перевиты лентами, цвет
которых соответствовал бы национальному цвету (у
государства) или цвету данного рода (в родовых гербах).
Поскольку женские гербы сохранялись лишь за прямым
потомством, то они крайне скоро исчезали, и уже в XVII -
XVIII веках в Западной Европе их практически не
существовало или они стали чрезвычайно редки. В России
вообще не было обычая создавать женские гербы, и поэтому
венки встречались в щитовом поле русских гербов
исключительно как эмблемы почета и заслуг.
Влияние классицизма в искусстве и в
культурно-общественной и идейной жизни конца XVIII -
начала XIX века дало сильный толчок широкому
распространению венков как эмблемы выдающихся заслуг. На
всех памятниках, сооружаемых в честь великих людей
(полководцев, ученых, путешественников, государственных
деятелей), в качестве обязательного атрибута
изображались венки, преимущественно лавровые, изваянные
из мрамора, отлитые из чугуна или бронзы. Такие венки
непременно присутствуют во всех памятниках, поставленных
в честь героев Отечественной войны 1812 года или событий
этой войны, независимо от того, статуя ли это отважного
генерала, скромный обелиск-пирамида в честь места
сражения или безымянная плита на кладбище. Отсюда венок,
особенно с этих пор, стал восприниматься русским народом
как своего рода неизменный атрибут всякого надгробия,
как некий неизбежный элемент кладбищенского оформления.
Широкое распространение венка как эмблемы имело и другую
сторону: в русской геральдике он стал применяться все
чаще в гербах и рассматриваться как некий дополнительный
атрибут (а не как самостоятельная эмблема),
долженствующий иллюстрировать понятия «слава»,
«заслуги», «честь», «доблесть». Поэтому венок стали
придавать соответствующим аллегорическим фигурам
(гениям-вестникам, купидонам, несущим его обычно в
вытянутой правой руке) или эмблемам животных (орел с
венком в когтях, голубь с венком в клюве). В родовые
гербы конца XVIII - первой половины XIX века стали
включать маленькие веночки, перевитые ленточками и
окаймлявшие римские цифры XXX, XL, L, что означало
выслугу лет, за которые было пожаловано дворянство.
Многозначность истолкования эмблемы венка привела к
тому, что потребовалось ввести в русской дореволюционной
геральдике XIX века несколько видов его изображения:
а) парящий венок изображался в виде горизонтального
эллипса и означал признание заслуг, поскольку его
внешний вид свидетельствовал об увенчивании, возложении
этого венка на кого-либо; б) венок анфас, в виде
полного кольца, окружности стал чаще всего атрибутом
надгробий, памятников или какого-то жизненного итога
(юбилея), и поэтому такого рода венки помещались в
родовых гербах, в гербах обществ, корпораций, городов,
воинских частей; в) профильное вертикальное
изображение венка в виде узкого эллипса, иногда два-три
таких венка, расположенных плотно друг к другу, рядом,
означали «венки», то есть блазонировались как
множественное число (независимо от их количества),
символизировали достоинства; эта эмблема иногда
включалась в родовые гербы, и только в них.
Как это всегда бывает при слишком чрезмерном, слишком
несдержанном широком употреблении любого понятия,
произошла своего рода утрата престижа эмблемы венка,
произошло размывание этого понятия как единого высокого,
означающего величие, и раздробление его на ряд хотя и
близких и сходных с ним понятий, но только неизмеримо
меньших по рангу, чем главное, основное. Это привело к
ряду практических неудобств, не говоря уже о том, что
был нанесен общий ущерб высокой идее. Чтобы различать, в
каком значении употреблен венок в том или ином личном
гербе, в каждом конкретном случае пришлось прибегать к
новым дополнительным атрибутам, что приводило не только
к усложнению символики, но и к прямо-таки анекдотичным
случаям, когда стремление подробно разъяснять при помощи
дополнительных атрибутов ту или иную эмблему приводило к
ее фактическому отрицанию, ибо порой одни эмблемы
исключали другие.
Так, при возведении в баронское звание Павлом I
дворян Васильевых, абсолютно ничем не выдающихся, кроме
усердия, император распорядился внести в их герб
лавровый венок (эмблему славы, заслуг), а чтобы потомки
не подумали, что этот венок был дан за какие-нибудь
выдающиеся, славные дела, приказал посадить на этот
венок две пчелы, что должно было означать, что венок
пожалован отнюдь не за военные доблести, а за двойное
кропотливое, неутомимое и постепенное, как пчелиный
сбор, усердие.
В настоящее время венок как гербовый элемент в его
советской трактовке использует в своих государственных
гербах большая часть современных государств - чаще, чем
корону. Среди них такие страны, как Греция, Италия,
Сенегал, Заир, Сальвадор, Пакистан, Бангладеш, Уругвай,
Западное Самоа, Венесуэла, Мексика, Шри-Ланка, Коморские
Острова, Джибути, Доминиканская Республика. Объясняется
это тем, что советский венок как эмблема, часть герба,
во-первых, ближе стоит по своему значению к
классическому, античному, то есть первоначальному
традиционному пониманию этой эмблемы как символа славы и
чести, как эмблемы величия государства, а во-вторых,
лучше отвечает и современному представлению о строении
республиканского государственного герба, удачно и
адекватно заменяет в нем такой, казалось бы, неизбежный
элемент, как корона. Тем самым советская эмблематика,
созданная в годы революционной борьбы такими мастерами
графики, как С. В. Чехонин, Е. Е. Лансере, стала именно
в результате своей историко-геральдической, научной
правильности интернационально признанной и
интернационально распространенной. Это лишний раз
доказывает, насколько важно в геральдике решать вопросы
с принципиальных, научно верных позиций, ибо только в
этом случае эмблемы и символы окажутся исторически
жизнеспособными.
ДЕВИЗ - одна из составных, но вовсе не
обязательных частей герба или знамени. Термин «девиз»
происходит от латинского слова devidere, то есть
«разделять», и означает «отдельное», «обособленное».
Этим определяется место девиза в гербах по отношению ко
всем другим его элементам. Девиз всегда располагается
вне поля щита, на особом месте - девизной ленте или
девизном щитке, представляющем собой часть, кусочек
девизной ленты. В исключительных случаях девиз может
быть расположен на девизной кайме.
Девизы делятся на три группы по своей форме: 1)
словесные девизы - самая обычная и распространенная
форма; 2) фигурные девизы (бэджи, импресы) и 3)
сочетание фигурного и словесного девизов, где один
поясняет другой и оба неразрывно связаны смыслом,
содержанием.
Словесным девизом может считаться такая мысль,
которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде
образного изречения, афоризма или символического призыва
передает глубокую или поучительную идею, избранную в
качестве жизненного кредо или основного направления
деятельности тем или иным девизовладельцем: отдельным
лицом, учреждением, партией, городом или государством.
Современные государственные девизы молодых государств,
наоборот, иногда подводят итог деятельности к моменту
создания государства. Например, девизы Ямайки, Тринидада
и Тобаго.
Вот примеры девизов разных категорий владельцев.
Личный девиз: «Обязан - значит, могу!» (А. В.
Суворов).
Родовой девиз: «Честь дороже жизни» (как принцип
поведения для всего рода).
Девиз организации: «Один - за всех, все - за одного!»
(артельный девиз).
Девиз города: «Умрем, но не сдадимся!» (древний девиз
Козельска) .
Девиз партии: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Воинский девиз: «За нашу Советскую Родину!»
Девизы известны с античных времен, особенно латинские
девизы - сентенции Древнего Рима, ставшие основой для
девизов ряда европейских и других стран. В эпоху средних
веков получил особое развитие такой вид девизов, как
боевые кличи, которыми рыцари и полководцы-монархи
сзывали своих бойцов под знамена. Многие из них
превратились в династические и даже в государственные
девизы, сохранившиеся и поныне. Личные и родовые девизы
получили развитие в Европе как элемент герба уже с
XIII-XIV веков, но особенно сильно с' XVIII века и в
эпоху классицизма и после Французской революции XVIII
века. К этому времени сложилось по крайней мере 12 групп
девизов, каждая из которых обладала своими особыми
признаками в зависимости от принадлежности девиза к
определенной категории девизовладельцев. Так, различают:
1) Личные девизы. 2) Родовые девизы. 3)
Государственные девизы. 4) Девизы глав государств
(последние делятся на постоянные и личные). 5)
Девизы церковных иерархов. 6) Девизы монашеских
орденов и монастырские девизы. 7) Девизы городов.
8) Областные девизы исторических провинций и
утративших самостоятельность древних государств, а также
девизы национальных автономий. 9) Боевые кличи.
10) Воинские девизы частей и соединений. 11)
Орденские девизы и девизы на медалях. 12)
Корпоративные девизы (цехов, профессиональных союзов,
обществ и т. п.).
Девизы 1, 2, 3, 9 и 12-й групп встречаются на гербах,
а девизы 4-й и 10-й групп - на штандартах и воинских
знаменах, девизы 11-й группы - на орденских знаках и
медалях, девизы 5-й и 6-й групп существуют лишь в устной
форме, а также могут быть записаны в монастырских
уставах, изображены на стенах или плащаницах. Девизы 8-й
группы могут встречаться в гербовой, устной и письменной
форме.
Помимо этих 12 групп существует еще одна группа так
называемых негеральдических девизов, которые всегда
существуют эпизодически и бывают начертаны в
исключительных случаях на каких-либо сооружениях:
зданиях парламентов, университетов, триумфальных арках,
дворцах, виллах, надгробных памятниках, юбилейных
обелисках и т. п.
Такие девизы бывают связаны с самыми разнообразными
поводами: в честь зодчего, в честь исторического
события, в ознаменование юбилейной даты, в память о
делах умерших, в связи с каким-либо памятным или
курьезным случаем, эпизодом и, наконец, как намек на
смысл деятельности того, кто работает в данном здании
(например, парламента, университета, редакции газеты).
Девизы, особенно относящиеся к 12 перечисленным
группам, имеют большое значение как исторический
источник для изучения деятельности как отдельных лиц,
так и целых организаций или государств.
Фигурные же девизы (бэджи, импресы) имеют большое
эмблематическое значение, поскольку служат фактически
эмблемами, причем в ряде случаев - эмблемами
национального и национально-областного или
династического характера (например, в Англии, Италии,
Испании). Так, фигурный девиз Шотландии - репейник,
Уэльса - лук-порей, Англии - роза.
Остается еще упомянуть о редкой ныне форме -
буквенных девизах (см. Буквенные изображения) и
абсолютно редчайшей - загадочных или энигматических
девизах (см. Энигматические изображения), встречавшихся
в прошлом (до 1815 г.).
Что же касается цвета шрифта девизов, то он должен
быть всегда простым и максимально четким, то есть
черным. Лишь в случаях, когда цвет девизной ленты
темный, шрифт девиза может быть белым. Но никогда девиз
не пишут металлами - золотым или серебряным цветом, это
привилегия лишь буквенных изображений.
Ниже приводятся государственные девизы некоторых
современных государств:
1) Европа Андорра: «Мужество - единственная
удача». Бельгия: «Союз дает силу».
Великобритания: «Бог и мое право!» (бывший боевой
клич английских королей). Испания: «Великая свобода
без предела». Мальта: «За храбрость!» Монако:
«Бог поможет!» Нидерланды: «Я сдерживаю!» (боевой
клич принца Вильгельма Оранского). Польша:
официального девиза нет, но часто неофициально
употребляется устно старый девиз: «Еще Польша не
погибла!» Сан-Марино: «Свобода!» Франция:
«Свобода, Равенство и Братство». Чехословакия:
государственного девиза нет, но есть девиз главы
государства - президентский девиз: «Истина побеждает!»
2) Америка США: «При разнообразии - едины».
Канада: «От моря и до моря!» Бразилия: «Порядок
и прогресс». Гайана: «Один народ, одна нация, одна
судьба». Гондурас: «Свобода, Суверенитет и
Независимость». Доминиканская Республика: «Бог,
Родина, Свобода». Колумбия: «Свобода и Порядок».
Куба: гербового девиза нет, но партийный и военный
девиз периода революции - «Родина или смерть!»
Никарагуа: гербового девиза нет, но девиз
сандинистов: «Свобода или смерть!» Панама: «По
милости всего света» (намек на международный консорциум
по прорытию Панамского канала, в результате чего
образовалась Панама как область, отделившаяся от
Колумбии в самостоятельное государство). Парагвай:
«Мир и Законность». Сальвадор: «Бог, Союз, Свобода».
Сент-Люсия: «Страна, Народ, Свет». Суринам:
«Справедливость, Благочестие, Доверие». Тринидад и
Тобаго: «Вместе мы стремились, вместе достигли цели».
Чили: «За разум и силу!» Ямайка: «Из многих
отдельных людей - один народ».
3) Азия Индонезия: «Единство в многообразии».
Непал: «Знание - сила, труд - необходимость».
Саудовская Аравия: «Нет бога, кроме Аллаха, и
Магомет - пророк его».
ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel - полоска, ярлык)
- узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый
девиз. Девизная лента располагается вне герба - чаще
всего внизу, под ним, реже - над гербом, иногда в виде
полувенка вокруг герба, и очень редко - в виде каймы
вокруг щита герба. Совершенным исключением является
расположение девизной ленты в самом щите герба.
Единственный такой случай за всю историю девизов
встречается лишь в гербе Франции, что предпринято с
целью особо подчеркнуть, что девиз «Свобода, Равенство и
Братство» был впервые в мире выдвинут именно в этой
стране.
Девизная лента в Государственном гербе СССР и в
гербах союзных республик имеет особое расположение: она,
как правило, обвивает гербовый венок и бывает довольно
длинной. Однако ее концы никогда не могут быть
распущены, они либо подвернуты, загнуты под венок,
образуя рельефные изгибы, либо крайне четко очерчены
угловым вырезом или срезом. Если девизная лента обвивает
венок, то каждый ее обхват носит название перехвата
(этот перехват нельзя называть перевязью, ибо перевязь -
термин другой гербовой фигуры). На гербе СССР таких
перехватов девизной ленты 14 - по числу союзных
республик, и они симметрично располагаются поровну на
правой и левой сторонах венка. При нечетном числе
перехватов большая часть их (четная) располагается
справа, а меньшая (нечетная) - слева. Такой вид герб
СССР имел в 1940-1956 годах, когда существовала
Карело-Финская Республика (справа было 8, а слева - 7
перехватов).
Цвет девизной ленты всегда строго определен: в
родовых, личных гербах, в государственных гербах - это
белый (или серебряный) или цвет гербового щита, на
котором четко виден черный шрифт девиза. В
государственных гербах республиканских государств
девизная лента чаще всего имеет национальные цвета (или
один цвет) государственного флага либо может оставаться
белой.
Девизные ленты могут быть и многоцветные (например,
так называемая георгиевская, или гвардейская, лента -
черно-оранжево-черная), могут повторять все цвета
национального флага или включать в себя элементы
национального орнамента. Но практически это неудобно,
ибо тогда плохо различим шрифт самого девиза, и поэтому
к такому приему прибегают крайне редко. Советские
девизные ленты, как правило, красные (лишь в гербе
Грузии белая - в уважение к древности грузинской
государственности и ее гербовым традициям). На некоторых
военных орденах и медалях используется в качестве
девизной ленты георгиевская (гвардейская).
Источники: В.В. Похлебкин, Международная
символика и эмблематика, М: 1989
Источник: www.geraldika.ru
По вопросам изготовления и продажи символики России, Москвы и городов РФ обращайтесь по телефонам во Владимире: (4922) 475-435, 8 (910) 678-06-02, 8 (910) 678-04-51 и у наших партнёров в городе Москва.